«Физики и лирики» — как часто мы употребляем это выражение в попытке разделить людей науки от людей искусства. Но кто из нас знает, откуда произошло это выражение? Кто употребил его первым?
Это было не так уж и давно. 13 октября 1959 году на страницах «Литературной газеты» на первой странице, в колонке «Новые стихи» появляется подборка стихов советского поэта Бориса Слуцкого. Первое стихотворение называлось «Люди и боги», второе вышло под названием «Наши летят», третье же носил судьбоносное для русского языка название «Физики и лирики».
Что-то физики в почете,
что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
дело в мировом законе.
Значит, что-то не раскрыли
мы,
что следовало нам бы!
Значит, слабенькие крылья –
наши сладенькие ямбы.
И в пегасовом полете
не взлетают наши кони…
То-то физики в почете.
То-то лирики в загоне.
Это самоочевидно.
Спорить просто бесполезно.
Так что – даже не обидно,
а, скорее интересно
наблюдать, как словно пена,
опадают наши рифмы
и величие
степенно
отступает в логарифмы.
Это произведение довольно глубоко затронуло читателя. В советской печати развернулись серьезные обсуждения «Физиков и лириков». Причем спорили не столько о построении стихотворения, сколько о смысле человеческой жизни, о формировании личности человека. Так, постепенно выражение «физики и лирики» сошло с газетных полос и крепко прижилось в нашей повседневной жизни. Вот и по ныне, в попытке охарактеризовать людей научного мышления и людей мышления поэтического мы говорим про них «физики и лирики».